РОЗА ЛА РОЗА, ПУБЛИЧНАЯ ДЕВУШКА: Ее жизнь для жизни

  Время чтения 7 минут

Французский кинорежиссер Поль Веккяли ушел из жизни в 2023 году в возрасте 92 лет, однако его работы наконец-то начинают получать заслуженное внимание. Ведь только совсем недавно зрители с этой стороны Атлантики получили возможность вновь познакомиться с его работами благодаря новым восстановленным версиям таких фильмов, как его готический триллер 1972 года Душитель и его триллер 1975 года Не меняйте руки. Теперь компании Radiance Films и American Genre Film Archive представляют новое восстановление мелодрамы Веккяли 1986 года Роза Ла Роза, публичная девушка, захватывающей истории о женской свободе, сексуальности и солидарности, которая выражает свои кинематографические влияния гордо и открыто (она посвящена Даниэль Дарьё и Максу Офюльсу, Жану Ренуару и Доре Долл, и Дидье Альберу), одновременно оставаясь свежей и увлекательной.

В цветении

Мы впервые встречаем молодую парижскую проститутку Розу (Марианна Баслер) на улицах вокруг Ле Аль, где она ведет свою «профессию» вместе с найденной семьей других секс-работниц. Радужная красота Розы, ее веселое отношение и готовность исполнять любые фантазии делают ее самой востребованной женщиной в округе. Когда два мужчины одновременно подходят к Розе и начинают бороться за ее внимание, она ругает их (“Лето не время для драк—слишком хорошо и жарко”) и предлагает заняться сексом втроем, чтобы обоим было весело. Две ее подруги чуть старше говорят с ностальгией и завистью, но также с большой любовью, о юности и красоте Розы, пока потенциальные клиенты проходят мимо, ища ее услуги; эти женщины также выполняют роль своеобразного греческого хора на протяжении всего фильма, комментируя сюжет и персонажей.

РОЗА ЛА РОЗА, ПУБЛИЧНАЯ ДЕВУШКА: Ее жизнь для жизни
source: AGFA

С коллегами и клиентами, которые обожают ее, и содержателем, Жилбертом (Жан Сорель), который балует ее, Роза ведет относительно легкую жизнь для человека в самой древней профессии. Но все это резко меняется, когда она сталкивается с привлекательным молодым рабочим по имени Жюльен (Пьер Коссо) на банкете в честь своего 20-летия. Веккяли подчеркивает трагическую неизбежность этой сцены, представляя ее в форме Тайной вечери с Розой в положении обреченного Иисуса, в то время как ее друзья общаются и едят вокруг нее, blissfully unaware of the importance of the moment.

Когда Жюльен позже пытается купить услуги Розы, она пытается скрыть свою симпатию к нему под слоями холодного безразличия, однако в конечном итоге уступает его чувствам. То, что делает эту сцену такой сильной, это яркое выражение страха и уязвимости на лице Розы, когда она осознает, что происходит; она никогда не испытывала этих чувств прежде, подлинных чувств влечения, которые разрушают ей земля по сравнению с поверхностными проявлениями привязанности, которые она произносит каждый день клиентам, готовым оплатить привилегию.

РОЗА ЛА РОЗА, ПУБЛИЧНАЯ ДЕВУШКА: Ее жизнь для жизни
source: AGFA

Свободная любовь

Теперь, когда она знает, что такое настоящая любовь, Роза решает начать новый образ жизни с Жюльеном; тем не менее, Жилберт не готов ее отпустить. Для Розы понимание того, что она может не контролировать свою собственную жизнь, вызывает тревогу. Она всегда считала, что может выбирать своих клиентов, что она делает с ними и когда сможет остановиться; мысль о том, что ее свобода — это всего лишь иллюзия, слишком тяжела для нее. Отказ Розы позволить другим диктовать ее действия является частью того, что делает ее таким чудесным персонажем; она даже не позволяет Жюльену говорить ей, что делать, вместо этого сама говорит ему, какие действия ему следует предпринять, если они собираются быть вместе. Изображенная с сильным духом и чувственностью Баслер в исполнении, которое принесло ей номинацию на премию César за лучший женский дебют, это женщина, которая, в отличие от героинь многих других историй о проститутках с добрым сердцем, не нуждается в мужчине, чтобы спасти ее; никто не может спасти ее, кроме нее самой, даже если ее идея спасения не обязательно является традиционным счастливым концом.

Веккяли был преданным последователем французских кинематографистов 1930-х годов, однако в Розе Ла Роза, публичной девушке можно увидеть, как его современники и предшественники повлияли на его стиль режиссуры. Со своей бесконечной обаятельностью и решимостью Роза кажется наследницей Анджела, экзотической танцовщицы, сыгранной Анной Кариной в Жан-Люке Годаре, которая славилась тем, что мечтала о том, чтобы появиться в “музыкальной комедии с участием Сид Чарис и Джин Келли… хореография Боба Фосса!”

РОЗА ЛА РОЗА, ПУБЛИЧНАЯ ДЕВУШКА: Ее жизнь для жизни
source: AGFA

Как Женщина — это женщина, Роза Ла Роза, публичная девушка технически не является мюзиклом, хотя музыка (и дух кино-мюзиклов в классическом голливудском стиле) играет заметную роль в фильме. Композитор и частый сотрудник Веккяли Ролан Винсент предоставляет синтезаторную тему, которая повторяется на протяжении всего фильма и даже звучит на аккордеоне во время карнавала. В какой-то момент во время банкета по случаю дня рождения Розы она и ее подруги спонтанно начинают петь, при этом Роза вздыхает: “Боже, жизнь была бы такой простой, если бы я могла верить в фантазию!” Неудивительно, что среди фотографий киноактёров, наклеенных вокруг зеркала Розы, обнаруживается снимок Годара и Кариной, свидетельство того, что ее вера в фантазию может быть сильнее, чем она утверждает, или, по крайней мере, она таковой была до ее встречи с Жюльеном, который открыл ей жестокую правду реальности.

Движение камеры в Розе Ла Роза, публичной девушке напоминает о плавной операторской работе подобных мелодрам, центральным персонажем которых являются женщины, снятых упомянутым Максом Офюльсом, в то время как яркая цветовая палитра, богатая яркими красными и глубокими синими цветами, напоминает о первоклассном техникуме и добавляет дополнительный винтажный штрих к эстетике фильма. Тем не менее, подход фильма к сексуальности явно современен и включает даже упоминание о СПИДе, последствия которого Веккяли подробно разглашал в своем фильме 1988 года Промежуточный. Это и другие доказательства мрачной среды, в которой обитают эти персонажи, удерживают фильм в 1980-х годах, несмотря на его нескрываемую ностальгию по прошлому кино.

Заключение

Работы Веккяли долгое время не замечались в Соединенных Штатах; к счастью, новые восстановления помогают его творчеству продолжать жить и находить новую аудиторию после его смерти. Не нужно говорить, что Роза Ла Роза, публичная девушка заслуживает второго шанса на свете.

Новое 2K восстановление Розы Ла Розы, публичной девушки начнет показываться в Metrograph в Нью-Йорке с 11 июля 2025 года.

Имеет ли для вас значение такой контент?


Станьте членом и поддержите киножурналистику. Получите доступ ко всем отличным статьям Film Inquiry. Присоединитесь к сообществу единомышленников, увлеченных кино – получите доступ к нашей закрытой сети членов, помогите независимым кинематографистам и многое другое.

Присоединиться сейчас!